Автомобильное оборудование

Ash-kha

Саурон и Раилаг:
вольное размышление на заданную тему

...Данный текст - не критическая статья, и уж, тем более, не полноценное исследование, скорее это... отзыв в вольной форме, подробный отзыв игрока в HM&M5, весьма неровно дышащего в отношении HM&M 1, 2, 3 и M&M 6, 7, 8, и внезапно для себя обнаружившего, что его собственное творчество оказало влияние на HM&M5 (и, возможно, “Dark Messiah M&M”)...

Недавно мне попалась на глаза статья о волнениях вокруг HM&M5, в которой было упоминание о человеке, предъявившим претензии Nival Interactive в связи с плагиатом его высланных на конкурс идей по замку гномов, - меня этот факт позабавил, поскольку я уже в течение некоторого времени регулярно отвечала своим знакомым на вопрос: "Почему ты так спокойно относишься к тому, что Nival использовал твои идеи в HM&M5?" - я отвечала, что, выкладывая свои незаконченные (и законченные, но не приспособленные к официальной публицации) работы в сеть, я понимала, что их юзать будут и прибыль из них будут извлекать, я была к этому морально готова, ака "что с воза упало, то пропало", и единственное, чего просила от своих читателей - это "…если Вы соберетесь что-то присвоить себе или просто... использовать с самыми благими намерениями, просьба одна: не выворачивайте идей наизнанку…", и в связи с этой моей просьбой больше всего меня занимал вопрос, были ли извращены мои идеи Nival'ом или нет, а не сам факт их использования. Мне не удалось сразу найти однозначный ответ на этот вопрос, мне потребовалось некоторое время, чтобы во всем разобраться…

Начну описание своих размышлений по порядку.

HM&M5 я ждала, не поддерживая преждевременных восторгов по поводу игры, так как, памятуя о HM&M4, опасалась рецидива. Когда начала играть, обнаруживая по ходу дела множество мелких нюансов, радостных для фаната HM&M3, я еще не задумывалась о каких бы то ни было параллелях, и уж, тем более, не пыталась намеренно найти связующие звенья образного ряда игры и сюжета компаний со своими текстами - мне такое в голову не приходило. :)

Мелькнула, правда, одна непроизвольная ассоциация при первом подробном разглядывании демонского замка: "Узнаваемо... Только у меня колонны были дорическими." Я автоматически припомнила кое-что из своего собственного описания Ада: "... Дом Светозарного, Сердце Преисподней — место неизменное в покорном желаниям Астрале. По преданию, именно здесь очнулся после Падения Князь наш Люцифер, Владыка Тьмы, Утренняя Звезда, Денница, предводитель мятежного воинства. <…> Я видела лилово-сиреневые блики пламени, языками ложащиеся на звездно-черный купол вселенской ночи. В плетении силовых нитей я видела храм, вознесший свои шпили выше облаков — лепнина дорических колонн, полупрозрачная паутина оплетки окон, высокие башни, окрашенные в кровавый пурпур, феерия цвета и тени, застывшая форма и стремительное движение." [Ash-kha & James Ross «Крыло и плащ», Пролог: Прелюдия в Аду]. Но... ассоциация мелькнула, я сказала себе: "Глюки!", сочла (да и до сих пор, пожалуй, продолжаю так считать), что образ разрушенной/недостроенной Вавилонской башни, как символ Преисподней - это общекультурное наваждение, витающее в коллективном бессознательном, на мелкие же детали сходства с моими тестами не стоит обращать внимания.

Имя "Аграил" меня удивило, но я опять-таки сочла его случайным совпадением. Азраил – малоизвестный, но реально упоминающийся в христианских текстах Ангел, был выбран моим соавтором Джеймсом Россом одним из своих ключевых персонажей в нашем с ним совместном сочинении «Крыло и плащ». Теоретически можно было предположить, что ниваловцы, как и Джеймс Росс, перерыли немереную кучу религиозных и философских текстов и самостоятельно нашли в них Азраила… Теоретически – можно было предположить. В большей степени, чем сам факт "совпадения", меня кольнуло чувство сожаления, поскольку демонская фракция в HM&M - это для меня святое, а Азраил - он, конечно, Черный, но все-таки Ангел, так что конфликт идеологий налицо.

agrael 03 agrael 01 agrael 02

Тема отступничества Аграила от Шио и Кха-Белеха меня расстроила, но и породила множество вопросов, поскольку очень уж неадекватно и слабомотивированно смотрится, на мой взгляд, его поведение; по поводу же его влюбленности в Изабель так и хочется выкрикнуть пресловутое: «Не верю!». Аграила в Раилаге я узнала практически мгновенно: пока еще шел начальный клип компании за Чернокнижника, я узнала голос актера, озвучивавшего Аграила, анаграмму же имени (о, эти любимые матерью Антихриста Розмари анаграммы!) отсекла в течение ближайшего последующего получаса игры. Вопросов стало еще больше, тем более, что...

Стоило мне открыть листок со стацами героя, как я впала в несколькоминутный ступор. Первая мысль была: "Никогда не думала, что я это увижу!", вторая: "Надо же, какое совпадение!", в третью очередь я взглянула на спецуху - и повторно выпала в осадок. Ужасающий. Как так? С экрана компьютера на меня смотрело лицо Саурона, как я - конкретно я! - его вижу. Настолько точного соответствия чьего-либо рисунка образу, существующему в моем сознании, я еще не встречала [1]. Были рисунки, про которые я могла сказать: "Немного похоже", но насколько похоже?.. Нереально! Я бы и здесь списала все на случайное совпадение, если бы не спецуха... Значит, Раилаг - Ужасающий. А Саурон (Sauron) ведь *комментарий для тех, кто не в курсе :)* в переводе с Квэнья - «Внушающий Ужас», «Ужасный». "Так не бывает!" - говорила я себе, а сама уже начинала анализировать.

raelag 02 raelag 01 dun raelag

...Надо сказать, что если уж я начинаю анализировать, то цепляюсь к мельчайшим деталям, поэтому хочу сразу оговориться: анализируя образ Раилага/Аграила я нашла ниже перечисленные параллели, но я вовсе не утверждаю, что на всех них без исключения стоит клеймо конкретно моего авторства; я отдаю себе отчет, что некоторые моменты сходства могли прийти к сотрудникам Nival'а из коллективного бессознательного, общечеловеческого или конкретного субкультурного образного ряда, а вовсе не из моих текстов :))...

Лицо

Взявшись анализировать, почему Раилаг оказался так похож на мое личное представление о Сауроне, я попыталась найти этому какое-либо рациональное объяснение. Первым делом, конечно, вспомнились мои собственные описания Саурона…

"Высокий, молодой еще мужчина, одетый с почти вызывающей простотой рядового воина - впрочем, нет: легионеры Ар-Фаразона одевались богаче. Мускулистое, пропорционально развитое тело - это на первый взгляд, а на второй... Странное дело, его нельзя было назвать худощавым или узким в кости, однако в каждом движении его сквозили легкость, грациозность и изящество, какие приходилось Аданам видеть у Перворожденных. Безупречная осанка, гордая посадка головы, спокойное сознание собственной силы в каждом движении. Очень бледная кожа контрастирует с темным цветом волос... Черным? Но почему-то кажется королю, что вспыхивают в волосах пленника порой то рыжие пряди, то серебряный отблеск... Лицо. Правильные, даже, пожалуй, чересчур правильные черты: изящно очертаны нос и скулы, подбородок волевой, но не тяжелый, большие глаза под изогнутыми бровями, высокий лоб, и даже тонкие губы не портят гармонии и картинной законченности этого лица. Человек? Но в разрезе глаз, мягкости длинных ресниц и изяществе узких ладоней есть что-то эльфийское. Полукровка? Но они все известны наперечет! Да и не может смешанная кровь объяснить того общего впечатления, которое оставляет в памяти внешность пришельца. Если рассматривать каждую деталь его фигуры и лица по отдельности, вроде бы ничего особенного, но в целом... Он завораживающе красив - красив так, что не отвести глаз. Красив, как величайший шедевр гениального скульптора, и почти также холодно недвижим. Кажется, словно время останавливается возле него. Даже спонтанное движение его выглядит картинно изысканным, искусственно правильным. Ни человек, ни даже эльф не может быть таким: в каждом можно найти хотя бы маленький изъян... " [Ash-kha «Кровь за кровь», гл. 5: Нуменорэ] – это самое подробное описание, но было и множество более мелких, штриховых набросков, как например:

"Владыка Мордора - как всегда, за столом; как всегда, за работой и тревожными думами. Искрами пламени играет ночь в его волосах. Точеный профиль, недвижное совершенство черт лица. И взгляд черных глаз - непроглядная тьма, бездна." [Ash-kha «Кровь за кровь», гл. 3: Кольца]

или

"Странник был высок, строен, и во всех его движениях сквозило некое неуловимое изящество - они были летящими, словно в танце, законченными, словно музыкальная фраза - и в то же время, очень естественными - не было в них ничего искусственного, нарочитого. Черты его лица поражали своим совершенством, абсолютной правильностью линий. Длинные темные (цвета их в ночи было не разглядеть) волосы контрастировали с бледностью кожи - но, как ни странно, даже контрастность эта была гармоничной." [Ash-kha «Кровь за кровь», гл. 1: Гхаш]

Были у меня описания Саурона и в других работах… В частности, из более подробных:

"Финрод, сидя в кресле, разглядывал стоящего перед ним смертного.

Высокого роста – не ниже самого Финрода будет, а то и повыше слегка. Уверенная стать, гордая повадка. Явно пленник не из простых воинов, хотя и одет весьма скромно. Черная ткань и кожа обтягивают стройную мускулистую фигуру стык в стык. Финрод знал, что у Темных не в почете просторные одеяния – любую складку в одежде они считают нефункциональной, лишь, может быть, в покрое праздничной одежды позволяют себе больше свободы. Хотя откуда у Темных быть праздникам?..

Князь Нолдор нахмурился, разглядывая пленника. Что-то смущало его во внешности этого мужчины, но он никак не мог понять что. Ну, что возраст его не удается определить – это ладно. «Не настолько уж я большой знаток признаков старения у Аданов, - подумал Финрод. – Хотя бы ясно, что это не ребенок. Что же еще?..» Князь отметил то, что у пленника чересчур тонкая кость для смертного, отчего на фоне массивных беорнингов, например, он показался бы хрупким. С другой стороны, по сравнению с Элдар, пленник был чересчур мускулист. Может, все дело в том, что он очень молод, потому только и не набрал еще присущей людям массивности?..

- Сколько тебе лет?

Пленник, до сих пор разглядывавший мозаику пола под собой, поднял голову и взглянул на князя. Кожа у него была бледной, черты лица тонкие и правильные, а разрез больших глаз напоминал эльфийскую породу. Цвет глаз был не просто темным, а почти черным, отчего было трудно определить, где заканчивается зрачок, и где начинается радужка." [Ash-kha «Плен», Пленник Минас-Тирита]

"Гортхаур промедлил, прежде чем приподняться на скамье и сесть. Он отлично представлял себе, насколько красив в эти минуты – тонкий, стройный и мускулистый, в плаще растрепанных смоляных волос, в которых, переливаясь, играют разноцветные искорки, отчего порой начинает казаться, что отдельные пряди меняют свой цвет, с бледной от сотворения, а сейчас почти неестественно белой от вечерней прохлады кожей." [Ash-kha «Плен», Пленник Минас-Тирита]

Однако, отыскав эти параллели, мне почти тут же пришлось признать, что схожий, пусть и еще более туманный, менее четко различимый образ проходит через многие мои произведения, не все из которых имеют отношение к Саурону – на самом деле, подобный образ наличествует не только в моих работах. :) Может быть, дело в том, что типаж бледного (в XIX в., и смуглого, загорелого - в XX-ом) темноволосого мужчины - это штамп представления о мужской красоте, свойственный женскому сознанию вообще?.. Быть может, но продолжает удивлять сходство деталей.

Вчитавшись внимательнее в некоторые свои и чужие тексты, пришедшие мне по ассоциации на ум, я пришла к выводу, что бледный и черноволосый - это, конечно, типаж, это, конечно, штамп, но все-таки в портрете Раилага, кроме сходства описания деталей со своим собственным представлением о Сауроне, я могу сходу найти узнаваемые детали только еще двух текстов:

"Кроме того, Архангел Азраил был совершенно не похож на классического Ангела — высокий, поджарый, гибкий, с роскошной гривой иссиня-черных волос, лежащих на плечах, со смуглым аристократически узким лицом, с острым носом, с обычно смеющимися, а сейчас гневно пылающими миндалевидными темно-карими с красноватым оттенком глазами. Все это дополнялось тонкогубым ртом и бровями в разлет." [Ash-kha & James Ross «Крыло и плащ», Пролог: Прелюдия на Небесах] – Черный Ангел Азраил в описании Джеймса Росса, что, в общем-то, закономерно.

"Черные тени глаз, неестественно бледная кожа и болезненно заострившиеся черты эльфоподобного лица. Не то усмешка, не то волчий оскал искажает лицо, узкое и неприятное в ореоле черных, как вороново крыло, волос. Истинный облик Майа - тот, что соответствует его душе.

Нет, так дело не пойдет. Он должен быть привлекателен внешне, помимо тех знаний, что принесет с собой. Так проще, так легче - они скорее поверят красавчику, чем полузверю с неистовой скорбью в глазах... И он начал лепить себя - медленно и вдумчиво, вспоминая облики всех, виданных им когда-либо, существ, постигая и создавая новый канон.

Смуглая кожа оттенка стойкого северного загара. Темно-рыжие вьющиеся волосы - пышной копной. Тщательно вылепленное, точеное лицо - необыкновенно правильный овал, округлый сильный подбородок, короткий прямой нос с легкой горбинкой. Брови - двумя чертами - вразлет, глубоко посаженные миндалевидные глаза с длинными ресницами, зеленые, словно крыло бабочки и в глубине золотые искры. Завораживающе прекрасные очертания щек и скул.

Тело - такой же идеальный инструмент. Сильное, и красивое: он внимательно рассмотрел рисунки мышц у людей. Словно бы он годами развивал свое тело - прекрасно прорисованные мышцы, идеальные пропорции... Мужественный облик - что лицо, что тело. Привлекательный и для женщин, и, что важнее, для мужчин. Командовать ему - мужчинами." [Тайэрэ (Нина Кожева) «Средиземье – Отражение Х» («Легенды Севера и Востока»), Реквием: От Войны Могуществ 130 год] – два последовательно описанных облика Саурона начала Первой Эпохи Арды в исполнении Тайэрэ. Заставляет задуматься...

Одежда

Красный сплошной доспех Аграила я не анализировала, т. к. он не вызвал у меня никаких ассоциаций. А вот одежда Раилага...

"По правую руку Ар-Фаразона сидит тот, кого Верные менее всего ожидали встретить на праздничном пиру. Темно-синий, почти черный, бархат одежд, завораживающая плавность движений, и высокий красивый голос, который хочется слушать и слушать - слушать, даже не разбирая слов." [Ash-kha «Кровь за кровь», гл. 5: Нуменорэ]

В меньшей степени, но все-таки ассоциируются отрывки: "Неизменный его черный плащ распахнулся на мгновение, приоткрыв доспех черненой стали, инкрустированный серебром. Малиново сверкнули зрачки из-под капюшона." [Ash-kha & James Ross «Крыло и плащ», Явление первое: Кровь на снегу] и "— Мой гость, — продолжала я, надеясь добиться от Лавра Матвеевича хоть какой-нибудь реакции, — был высок, черноволос, глаза у него алые без белков и зрачков. Он носит доспехи из черненого металла, а поверх них — плащ с глубоким капюшоном. Он вооружен... Вооружен двумя длинными изогнутыми мечами. Почему-то мне кажется, что клинки, когда они не в ножнах, светятся лиловой вязью." [Ash-kha «Глашатай Люцифера», ч. 1, эп. 10], а также “Сам Локи стоит у руля: исхудалое лицо с синими тенями у глаз, некогда великолепные густые волосы грубо обкромсаны по плечи и уже не блестят, темно-синяя, словно небо в беззвездную ночь, одежда в наступающей мгле кажется совсем черной, плащ бьется за плечами и трепещет на ветру, словно крылья гигантской птицы - Локи и сам немногим отличается от мертвеца.” [Ash-kha “Муж женовидный”].

В общем-то, мои ассоциации по одежде вполне можно счесть притянутыми за уши, просто меня не покидает странное ощущение, что-то вроде: "Я это уже видела, только не рассмотрела деталей и не смогла подробно описать." Очень уж органично смотрится костюмчик! :)))) Возможно, ассоциацию надо отслеживать не к моим текстам, а к текстам Тайэрэ: "Артано вновь принял зримый эльфоподобный облик, привычным жестом сотворил себе одежду - черный плащ из плотной теплой ткани, изящная - высокие манжеты, отложной воротник, пуговицы из драгоценного сиреневого камня - темно-фиолетовая рубашка, узкие штаны, высокие сапоги. Так он одевался среди Элдар Мориэн, ценивших элегантность не меньше других умений." [Тайэрэ (Нина Кожева) «Средиземье – Отражение Х» («Легенды Севера и Востока»), Реквием: От Войны Могуществ 130 год].

…Или, возможно, причина возникновения моего ассоциативного ряда по одежде в том, что темно-сиреневый, фиолетовый и лиловый – любимые мною цвета…

Анаграммы

Игра в анаграммы, не настолько уж популярная хитрость (во всяком случае, она не была расхожей до появления второй книги Джоан Роулинг и анаграммы Том Марволо Риддл – Лорд Волдеморт), так что две ассоциации возникли у меня мгновенно:

1)“Розмари снова взяла «скрэббл», вынула доску и на ней старательно выложила: «Стивен Маркато». Несколько секунд она задумчиво смотрела на это имя, а потом стала переставлять фишки. Очень быстро у нее получилось: «Роман Кастивет».

А потом снова - Стивен Маркато. И опять - Роман Кастивет.» [Айра Левин «Ребенок Розмари»]

Эта первая и основная ассоциация особенно интересна параллелью образов Стивена Маркато/Романа Кастивета и Аграила/Раилага. Кто такой Стивен Маркато, изменивший свое имя на «Роман Кастивет»? Сын Адриана Маркато – черного мага, сумевшего вызвать Сатану. Глава ковена, сначала охраняющего будущую мать Антихриста Розмари, а затем занимающегося воспитанием и защитой самого Атихриста. Забавное совпадение – интересная параллель с Аргаилом/Раилагом, опекающим мать будущего Темного Мессии мира M&M, не правда ли? ;)

2)“- Да, это - я! - громко сказал Артагорт. - Мой псевдоним означает вовсе не Арт из Горта, а Артано Гортхауэр, а то, что я выдал за настоящее имя: Норуас, следует читать наоборот, справа налево: Саурон. Вы были правы, Эрегиоль, я вновь воплотился. И так будет всегда! Покуда существует Свет - должна быть и Тьма. И если все вокруг дружно твердят «за», то кто-то должен сказать «Против!». На том стоит мироздание! Быть может, вы всё-таки напишете об этом, Галадриэлла Эльдакаровна?” [Шейд Арт «Однажды, в Средиземье»]. И снова параллель с образом Саурона! Может быть, конечно, подобные параллели приходят мне в голову из-за специфики моих приоритетов, но все-таки… пожалуй, многовато будет их для простой случайности! :))

Идея отступничества Раилага от Властелина Демонов...

Ох, над этим я больше всего размышляла. Попытаюсь эти размышления систематизировать:

1) Ну, перво-наперво, приходит в голову образ Черного Ангела/Архангела Азраила – вроде бы и Ангела, но очень уж много в нем демонического (во всяком случае, в описаниях Джеймса Росса). Тут можно долго играться с предположениями, кто он такой и что он такое: Демон, который стал Ангелом? Ангел, который побывал Демоном, а потом снова стал Ангелом? Ангел, который стоит на дороге к тому, чтобы стать Демоном? etc

2) Вторая параллель, которая пришла мне в голову, была связана уже с образом Саурона: идея бунта Темного Майа против Властелина Тьмы за последние лет пять стала очень популярна среди толкиенистов.

Лет десять назад толкинистов занимала тема бунта Мелькора против Единого, и практически никому не приходило в голову переносить конфликт отцов и детей на отношения Мелькора и Саурона. Однако годы прошли, и новому поколению потребовалась новая зона для фантазий, исследований и размышлений – конфликт Властелина Тьмы с Творцом стал им неинтересен, поскольку он уже был обсосан со всех сторон, как только можно, их предшественниками, а вот конфликт Властелина Колец с Властелином Тьмы… показался им темой новой и оригинальной! В настоящее время существует уже достаточное количество текстов-исследований, аргументирующих, что такой конфликт должен был иметь место, и не могло быть иначе. Тема конфликта Мелькора и Саурона также сейчас весьма распространена в фанфикотворчестве по Арде. Почему так произошло? (На мой взгляд, ответ на этот вопрос очень важен, потому что он может дать отправную точку для понимания причин, побудивших сценаристов Nival’а сделать «лицом» новых «Героев» демона-предателя.)

Во-первых, авторам (в ситуации с Сауроном, и игрокам – в ситуации с Аграилом/Раилагом) свойственно проецировать свои проблемы на значимых для них персонажей, ведь человек познает мир, прежде всего, через самого себя, и большинство из нас склонны приписывать полюбившимся персонажам собственные мотивации, духовные сомнения и искания. Мелькор для большинства людей (как и Кха-Белех для большинства игроков) – далек, непонятен, абстрактен, а то и страшен; он в представлении большинства - Стихия, непознаваемая и злая Сила, тогда как с Сауроном (а также с Аграилом/Раилагом) многие готовы себя ассоциировать. Мы, игроки в HM&M5, не осведомлены о причинах, побудивших Аграила взбунтоваться против Властелина Демонов. (Влюбленность в Изабель – крайне слабая, сомнительная мотивация, смотрящаяся недостоверно в рамках сюжета. Почему - разговор отдельный.) О каком «свободомыслии» Аграила идет речь в первой карте демонской кампании? Почему ниваловцы оставили этот важный момент за кадром?.. Может быть, потому что рассчитывали на то, что причины бунта Повелителя Демонов против Властелина Демонов многими будут додуманы самостоятельно, будут восприняты, как нечто само собой разумеющееся?.. Вполне возможно, что так. Если взглянуть на конфликт Аграила с Кха-Белехом, как на проекцию предположительного конфликта между Сауроном и Мелькором, то, мне кажется, мы получим ответ. Почему толкиенистам, ассоциирующим себя с Сауроном, нравится верить в его бунт против Мелькора? Потому что рассуждая о душевном мире Саурона, они ставят себя на его место, проецируют на него свои собственные переживания и проблемы - переносят на Саурона остатки (…а иногда не только остатки…) подросткового максимализма: «Как же так? Если я – Властелин Колец, а над Властелином Колец стоит Властелин Тьмы, то значит я не самый главный? Так не пойдет! Я хочу быть самым главным!». Аналогична ситуация с игроком, ходящим за Аграила/Раилага и вольно или невольно проецирующим на этого героя свое «Я». Многие из тех, кто берет себе имя Саурона или ассоциирует себя с ним, не афишируя этого, не понимают Мелькора; подсознательно они воспринимают его как человека другого поколения, ассоциируют его со своими собственными родителями, преподавателями, начальством или кем-то еще, и вполне естественно, что они стремятся избавиться от влияния и власти чуждого, непонятного вышестоящего – они переносят свое мировосприятие на Арду, и отсюда рождается их уверенность в неизбежности конфликта Саурона с Мелькором. Аналогичны ощущения игрока ассоциирующего себя (по крайней мере в процессе игры) с Аграилом/Раилагом. Кроме того, здесь играет свою роль и тот факт, что для определенного процента игроков Свет – это добро, а Тьма – это зло априори, и отступничество от злодея – это вовсе не предательство, а выход/возвращение на путь истинный. «Светлому» игроку гораздо приятнее ассоциировать себя с демоном-предателем, чем с верным Тьме демоном.

Во-вторых, следует упомянуть тенденцию, прослеживающуюся в творчестве определенного слоя пишущих девушек, избравших Саурона своим кумиром, но далеко не всегда способных воспринимать образ Темного Майа таким, каков он есть – многим хочется обелить его, придумать игру в засланных шпионов или (еще лучше! :(() нафантазировать великую любовь Саурона к какой-нибудь человеческой или эльфийской девушке (если это гет, юноше – если слэш), Майэ, Валиэ – у кого на что хватает размаха, - девушке, которая, конечно же, переворачивает все представления Ужасного/Жестокого о мире, перевоспитывает его и делает белым и пушистым. :(((( Думаю здесь параллель очевидна: абсолютно аналогичную ситуацию мы видим в сюжете кампаний HM&M5 – демон Аграил влюбляется в человеческую женщину Изабель, и эта любовь его настолько просветляет, что он тут же отказывается от своих прежних взглядов, начинает люто ненавидеть своих бывших соратников, излечивается от демонизма и оказывается (конечно же!) прекрасным и благородным эльфом. Грусть-тоску навевают такие сказки…

3) По ходу дела, я сассоцировала бунт Аграила/Раилага и со своими текстами, точнее с предисловием к незаконченному циклу новелл по Арде: «Началось все с переписки с Saur_Incarnated и с разговора о том, мог ли наличиствовать конфликт между Темным Валой и его Майя. И если "да", то что ему было причиной... Честно говоря, я сама считала (хм... и продолжаю считать!), что никакого конфликта между ними не было и быть не могло по вполне определенным причинам (не имеющим никакого отношения к сексу). Однако я позволила себе пойти на поводу у доводов Saur_Incarnated и, сделав кучу допущений, представила себе ту ситуацию, о которой он говорил.» [Ash-kha «Плен», От автора].

Вот это меня, пожалуй, напрягло… Если у меня и были какие-то претензии к Nival’у (я же просила не переворачивать идей с ног на голову!), то именно касательно разрыва Аграила с Кха-Белехом. (Паранойя!) Однако, подумав получше, я была вынуждена признать: даже если конфликт Аграила/Раилага с Кха-Белехом и является в какой-то степени проекцией моего описания конфликта Саурона с Мелькором, Nival нельзя обвинить в переиначивании идеи – я сама виновата: сама признала некую вероятность, пусть и небольшую, возможности наличия такого конфликта, и щедро раздавала на него намеки (пусть и считая их намеками не на глобальный конфликт, а на периодические ссоры, которых не может не быть у двух существ, веками живущих бок о бок).

4) А еще меня напрягла параллель между предательством Аграила и следующим моим отрывком: “Много позднее Тейтрос объяснил мне, что клятва, принесенная мною Павшим в обмен на ведьменскую силу, означала верность им душой, телом и посмертием. Я спросила его, что случилось бы со мной, вздумай я нарушить клятву. Тогда еще я, воспитанная в идеях христианства, была уверена, что в ответ могу услышать только одно: мучительная смерть и нескончаемые пытки для духа. Тейтрос же ответил совсем другое. “Никто никогда не нарушал этой клятвы, — сказал он, — потому что она и не клятва вовсе. Это инициация во Тьму. Человек, сумевший ее пройти, уже не человек, он Демон. Сказки о грешниках, продавших душу Дьяволу, а потом вернувшихся к Богу, правдивы в одном: герои их - именно люди. Далеко не каждого человека можно инициировать...” [Ash-kha & James Ross «Крыло и плащ», Пролог: Прелюдия в Аду]. Впрочем, напрягла она меня ненадолго.

Во-первых, потому что если людям, воспитанным на христианских принципах, пронизывающих сознание ЛЮБОГО представителя западной цивилизации, пусть даже он считает себя атеистом или вовсе агностиком, - если людям хочется верить, что человек, ушедший во Тьму полностью, СТАВШИЙ Демоном, а не просто поигравшийся в дьяволизм, способен вернуться к Свету – ну что ж, блаженны верующие! :)))) Кто я такая, чтобы этих людей разубеждать?.. :)) Знание приходит с опытом, а человечеству свойственна склонность к эмпирическому познанию. И надежда, как известно, умирает последней. :)

Во-вторых, я осознала, что, возможно, в «Глашатае Люцифера», в «Крыле и плаще» мои воззрения касательно демонических сущностей были местами высказанны недостаточно четко, и читатели могли счесть, что автор сам себе противоречит, т. к. мною было также заявлено: «— Дурацкая идея! — прошипел Сет, свивая кольца. — Мы можем рождаться в человеческом теле от земных родителей естественным образом. Но делать это?! Вспомните прецеденты! Рождаясь человеком, Демон начисто забывает, кто он такой и с какой целью на Землю он был послан. Он вынужден расти и развиваться, как смертный, испытывая на себе влияние среды, глупых людских идей, религии, наконец! Воплощенный Демон не сможет увидеть, услышать кого-либо из нас, даже если мы придем к нему — полная слепота и полное бессилие! Нет никакой гарантии, что в зрелом возрасте он вспомнит себя и задачу, с которой на Землю был послан… Отец цепляется за каждую возможность сломить наше сопротивление и переделать нас по Своему образу и подобию! Демон по беспамятству может прожить жизнь во плоти, как обыкновенный человек. Тем самым он попадет под закон о всепрощении, и Отец сможет по праву изъять его из Тьмы, сунуть на новое воплощение или в Чистилище! Такая опасность подстерегает даже нас, Первенцев!» [Ash-kha «Глашатай Люцифера», ч. 1, эп. 15].

5) А это уже не ассоциация, а просто размышление: именно Аграил/Раилаг – центральный, стержневой персонаж компаний HM&M5, и он, надо это признать – беспроигрышная ставка. Темные будут видеть в нем Повелителя Демонов, который, возможно, еще вернется к своей прежней роли, или, быть может, исполняет приказ Кха-Белеха, проводя интригу по внедрению в ряды Светлых… Светлые увидят в нем положительный образ сильного, но способного на яркие эмоции и привязанности героя, способного ошибаться, как и все люди (и некоторые нелюди:)), но и готового исправлять свои ошибки – раскаявшегося грешника, в конце концов. Ходить Аграилом/Раилагом – это наслаждение, это песня могущества. ;) Проецировать себя на этого героя HM&M5 столь же приятно, сколь велика тяга приличного процента толкинистов ассоциировать себя с Сауроном. В нем есть все, что требуется среднестатистическому герою (или кумиру) нашего времени: сила, ум, внешняя красота, цинизм, жестокость в умеренных дозах, великодушие порой, способность к благородным поступкам, почти неизменное хладнокровие при наличии все же умения любить и совершать безумства.

Результаты моего собственного анализа образа Аграила/Раилага и радуют, и огорчают меня одновременно. Как толкиенистку, трепетно относящуюся к классическому образу Саурона, меня напрягает параллель его образа с образом предателя Тьмы, демона-отступника, какого-то эльфа, пусть и темного… Как игрока HM&M5, меня радует многогранность образа персонажа, хочется ходить за него и узнать, что с ним дальше будет. Как… просто для человека :), для меня значимо только одно – возникновение лучшего, на мой взгляд, портрета Саурона из тех, которые мне доводилось видеть, и меня мало волнует, какие тайные процессы позволили этому портрету появиться на свет. :))

Что еще можно добавить?..

Разве что упомянуть еще две, ранее забытые мною параллели образа Аграила/Раилага:
1) несомненно, в этом герое, кроме всего прочего, можно увидеть и черты персонажа другой компьютерной игры, WarCraft3 – Иллидана Стормрейджа – ночного эльфа, мятежника и Предателя, охотника-на-демонов, ставшего Демоном;
2) если обратить внимание на цвет глаз Раилага, на память мгновенно приходит еще один темный эльф с фиолетовым цветом глаз - Дриззт до'Уорден, герой мира Торил, упоминающийся или появляющийся лично практически во всех играх по Forgotten Realms, знаменитый персонаж романов Роберта Сальваторе.

Закончу я свои размышления подведением итогов темы, с которой я начала – темы заимствований, темы параллелей HM&M5 с моими текстами. ;)

Окончательно мне стало ясно, что ниваловцы (или все-таки представители Ubisoft’а?.. ведь стержневые линии сюжета и основы функционирования мира общие для HM&M5 и "Dark Messiah M&M"…) тексты мои читали и идеи заимствовали, случайно: когда я по необходимости просматривала старые наброски и наметки к незаконченному роману "Крыло и плащ", у меня в голове засело: "…внутренние сюжеты (Кохшеаль+Тейтрос, Эстариус+Беата [Мой вопрос: "Концовка стихотворения требует, чтобы Тейтрос знал Беату; возможно, она в Аду? — иначе, как он передаст ей привет?.." Ответ JR: "Нет, она не в Аду. Ни в коем случае! Эстариус не стал бы любить Темную. Вероятно, она на новом воплощении, и Тейтрос знает, кто она и где сейчас."]…" [Ash-kha & James Ross «Крыло и плащ», О ненаписанном], засело и крутилось, крутилось, а поскольку одновременно я играла в HM&M5, то внезапно сбилась с "Беаты" на "Биару". Тут же в сознании выстроилась цепочка: Беата-Беатрис-Биара. Эстариус же у Джеймса Росса – оперативный командир отряда Ангелов, подчиненных Азраилу. Связь налицо.

...Столь же очевиден и тот факт, что один из двух символов фракции Инферно - Уроборос, змея, заглатывающая свой хвост - символ, строго говоря, не имеющий никакой "демонической" нагрузки, однако часто фигурирующий в моих текстах именно "демонического" содержания, а также являющийся одним из моих ников и логином моего e-mail'а :))...

Параллелей можно было бы найти еще много (и не только в HM&M, но и в "Dark Messiah M&M"). Например, кнут, как оружие у Сумеречных Ведьм и Владычиц Тени, и кнут, как любимое оружие моей демонессы Кохшеаль, бывшей ведьмой в течение своей смертной жизни - но до такого маразма я не дохожу: в конце концов, змееголовые плетки жриц дроу родственны кнуту и намного более широко известны. ;) Хотя окровавленные крылья Павших Ангелов аддона вызывают у меня все же четкую ассоциацию с следующим пассажем Джеймса Росса, позднее нами еще неоднократно обыгранным в тексте незаконченной работы "Крыло и плащ":

"Мы нисходили на Землю. Кто знает, возможно, этим путем каратели Михаила низвергали, ломая крылья и калеча души, вниз, в замкнутую волею Господней тюрьму, восставших повстанцев Люцифера, и его самого - Светлейшего из Элохим...

“Я знал его, Гораций.” Я не поддерживал Восставшего. Но и не выступал против. Мое вмешательство в сумбур тех кровавых дней заключалось в том, что я волей своей, волей лейтенанта УББ, не дал двум оголтелым Серафимам убить Тейтроса. Этого мне не забыли. Помнят… Меня тут же взял под колпак 4 отдел, и в наказание за мягкосердечие, не слушая моих оправдательных речей (меня, кстати, спасло то, что за меня заступился самолично черный Азраил - черный он там или нет, а уже тогда считался он одним из свирепейших Божественных паладинов) заставили смотреть, как ломают крылья моему другу. Ему и его товарищам. Их искалечили, хотя могли убить. И, на мой взгляд, убийство было бы милосерднее, гуманнее, что ли (хотя как может термин humanism быть применим к Ангелам - ангелизм, что ли, будет правильнее?)." [Ash-kha & James Ross «Крыло и плащ», Явление первое: Кровь на снегу].

p an

Что есть плагиат, а что есть переработанное, переосмысленное заимствование высказанных кем-то ранее идей? Грань очень тонка. В той или иной степени вся мировая культура - это заимствования и фанфики. Кем-то из литературоведов было подсчитано, что оригинальных сюжетов в искусстве существует всего 64 (кажется… до единиц не помню, но точно – 60 с чем-то), все они были реализованы еще в античности, так что современные творцы только и делают, что крадут у древних и друг у друга. Зачем нужен закон об авторском праве и кому он нужен? Только тем, кто хочет зарабатывать на своем творчестве деньги. Конечно, в стремлении к благосостоянию и славе нет ничего плохого, однако тот, кто творит ради заработка, вынужден подстраиваться под парадигму спроса-предложения, под чаяния покупателей, а следовательно его творчество не свободно - оно заковано в рамки определенных правил. Само существование Интернета подпиливает ножки у трона авторских прав. Все берут у всех, не хватает идей - поищи в Инете - это многим давно известно. Так действуют не только игроделатели, но и писатели - вопиющий пример: что такое шестая книга Роулинг, как не склеенный кое-как и подчищенный от "недетского" сборник фанфиков и ответов на вопросы читателей?.. Кричать о плагиате в наше время глупо. Абсурдность ситуации заключается в том, что зачастую борьбу за авторские права, лицензии и подобную дребедень разворачивают те, кто получают доход от реализации чужих творческих идей. Настоящие авторы в 99% случаев остаются в накладе или при минимуме оплаты, либо - подстраиваются, начинают создавать то, что выгодно, на что есть очевидный спрос, то, за что им будут платить. Примеров последнего - перед нами множество. Конечно, каждый выбирает для себя сам, что ему нужно... Мой выбор: "Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас!" ;) И что ж...

В этом отношении у меня нет к Nival'у (Ubisoft'у? Arkane Studios?) никаких претензий: какие могут быть претензии у человека, чьим слегка модифицированным именем родители HM&M5 и "Dark Messiah M&M" назвали мир новых "Героев" и богиню-создательницу этого мира?.. :) Со мной раскланялись, хотя и не обязаны были этого делать. Ценю и отдаю ответный поклон [2].

Претензии же по поводу извращения моих идей... Я до сих пор не уверена, что извращение наличествует (если что, возможно, слегка и извратили, так это образы моего соавтора Джеймса Росса, но, я думаю, что за себя он может и сам высказаться - если захочет и сочтет нужным). И еще: проходя компании аддона с увлеченностью, которой я давно не ощущала - увлеченностью, заставляющей забывать на некоторое время про сон и еду, - я поняла, что лично для меня HM&M5 состоялись - мне хочется в эту игру играть - так, как хотелось играть в HM&M3, а наличие некоторого количества недостатков (как то: нет большого размера карт, XL больше похож на L, неравноценные высшие спец-умения в колесе умений рас, недоработанный редактор карт etc) искупается для меня наличием Аграила/Раилага, забавностью выкрутасов Биары/Шадии, восхитительной красотой Павших Ангелов, странностями сюжетных хитросплетений, порождающими кучу вопросов и желание узнать, что же будет дальше...

...Я окончательно поняла, что у меня нет никаких претензий к Nival’у (или все-таки к Ubisoft’у?.. не знаю, кому принадлежит создание мира, его героев и основной сюжетной линии новых HM&M и M&M), пройдя "Dark Messiah M&M" Arkane Studios. Претензии попросту потеряли смысл, т.к. я могу считать выполненной свою основную авторскую задачу, раз мои тексты способствовали возникновению игры, позволяющей Темному Мессии осуществить свое предназначение и освободить отца от оков. Мысль материальна – и viva Lucifer! HM&M5 – великолепная прелюдия к такому финалу…

...В свое время мое возмущение отправной точкой сюжета HM&M4 (да и всей игрой HM&M4, в целом) было так велико, что я сделала компанию (к сожалению, ее успел пройти только мой муж, и после этого она пропала при переустановки игры: кто же после HM&M3 знал, что карты в HM&M4 будут стерты вместе с самой игрой?.. О.О), главной сюжетной линией которой была реинкарнация Гелу в мире HM&M4, возвращение к нему воспоминаний о прошлой жизни, выяснений отношений со старыми недругами, поиски Ледяного Меча и Клинка Армагеддона. Заканчивалась компания сообщением о том, что теперь Гелу - новое божество и хранитель мира HM&M4, и что вселенная HM&M4 будет существовать ровно до тех пор, пока Гелу держит Ледяной Клинок и Меч Армагеддона в разных руках, если же ему эта вселенная надоест, или если руки устанут :) - или если он сочтет этот мир недостойным дальнейшего существования, он скрестит клинки. :)) Кажется, Гелу их все-таки скрестил - не правда ли? ;) Обещаю, что подобных компаний по HM&M5 делать не буду! :))))))

Крылья Матери Тьмы осеняют Асхан, и даже темнейший из ликов Асхи не желает смерти всему живому - пусть благословенны будет герои новой эпохи.

январь 2007 года

mt 03 asha 04


 

[1] Ну, конечно, за исключением удлинненных, заостренных, "эльфийских" ушей - но, честно говоря, я на них в первый момент не обратила внимания, не запомнила их и о них не вспоминала, пока не начала делать подробный разбор портрета... Эти уши меня и сейчас не напрягают: может быть, потому что они существенно меньше, чем у остальных эльфов в HM&M5, и не бросаются в глаза, а, может быть, потому что, еще читая тексты Ниенны, а затем Тайэрэ, я приняла, как данность, что внешность Саурона в Предначальную Эпоху Арды была эльфоподобной. :)

[2] ...пусть и недоумевая в душе, почему Асха оказалась противницей Кха-Белеха и была проассоциирована с пауком. Впрочем, если посмотреть на этот вопрос изнутри логики функционирования Асхана, станет понятно, что мнение сотворенных о том, что думает Асха - это всего лишь выражение их личных желаний и мировоззренческих позиций, могущее никак не соответствовать мнению самой Асхи. :)) Хочется поблагодарить создателей мира HM&M5 и Dark Messiah M&M, а также конкретно Arkane Studios за непередаваемое ощущение - за возможность, слыша мольбы некромантов Обители Праха в Dark Messiah M&M: "Да благословит нас Мать тишины!" ответить мысленно: "Нет, дети мои, в этом противостоянии я не с вами, в этом противостоянии я - с Сарефом." :)))))) Тот факт, что спец-здание из Слезы Асхи строится во всех замках HM&M5, включая демонический, лучше всего прочего, по-моему, говорит о том, что основной противник Шио и Кха-Белеха - Дракон Света Эльрат, а вовсе не Асха.;)

© "Купол Преисподней" 2015 - 2024. Все права защищены.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru