Автомобильное оборудование

Ash-kha

"Kuro Shitsuji": сумбурные рассуждения о продаже души

Впервые об аниме-сериале «Тёмный дворецкий» («Kuro Shitsuji») я прочитала где-то в сети весной этого года какое-то краткое, но заинтересовавшее меня упоминание. Однако аниме с субтитрами я смотреть не люблю (минимум – потому что глаза устают, хотя есть еще и куча других причин), так что интерес мой быстро сошел на нет, и я сказала себе: «Может быть, когда-нибудь позднее…» Это «позднее» решило наступить раньше, чем я о нем сама вспомнила. Однажды, пребывая в расстроенных чувствах, я возжелала нового яоя или хотя бы сёнен-ая, глянула пару серий «Монохромного фактора» - расстроилась (хотя, может быть, и преждевременно), пошла дальше шерстить сеть в поисках таблетки от депрессии и вдруг, неожиданно для себя наткнулась на ссылку серии с русской озвучкой позабытого мной «Тёмного дворецкого». Начала смотреть и постепенно преисполняться радости, намного более звонкой и ясной, чем мог бы дать мне любой яой.

Kuro Shitsuji или Kuroshitsuji
(Dark Butler / Black Butler / Demon Butler / Тёмный дворецкий / Чёрный дворецкий / Дьявольский дворецкий / Демон-дворецкий)

Год выпуска: 2008
Страна: Япония
Жанр: мистика, комедия, триллер
Продолжительность: ТВ (24 эп.), 25 мин
Режиссер: Синохара Тосия
Описание Расселла Д. Джонса:
Мистическая, с чёрным юмором и детективным уклоном пародийная комедия на тему взаимоотношений господина и слуги. Альтернативная Англия XIX-го века, роскошное поместье графа Фантомхайва, дружная компания нерасторопных слуг, над которыми возвышается (во всех смыслах этого слова) безупречный Себастьян. Юный граф Сиэль любит разные игры, и многочисленные способности дворецкого то и дело находят себе применение. Ведь эти двое заключили важный контракт, который касается не только кулинарных талантов Себастьяна. Дизайн соответствует сюжету: от иронично-карикатурных моментов до роскошно-изящных сцен – и демоническо-романтичный опенинг контрастирует с забавными чиби-сценками из эндинга. Kuro Shitsuji не претендует на особые мистические или психологические глубины, но при этом остаётся неглупым, интересным и динамичным сериалом. Секреты правильного чая, жестокость итальянской мафии, неуклюжесть слуги-новичка и даже привычки родственников графа – всё по плечу Себастьяну, недаром его любимая присказка переводится и как «Я всего лишь дворецкий», и как «Я и демон, и дворецкий».

Я люблю аниме. Я очень люблю хорошее аниме (конечно, мое представление о хорошем аниме может не согласовываться с мнением других людей, но, как говорится, «на вкус и цвет товарищей нет»). Я просто… прыгаю от радости, когда нахожу интересное, хорошо сделанное аниме, в котором проявлен люциферианский концепт. Чистый восторг – и ничего более. :)

td 01    td 08    td 06

Итак, «Тёмный дворецкий» помог мне выбраться из затяжной депрессии (или, по крайней мере, помог начать выбираться из нее), и поэтому мне, конечно же, захотелось удержать в себе то ощущение радости, которое он мне подарил, захотелось «остановить мгновение» - или даже скорее: пережить его заново.

Пересмотрев сериал во второй раз, полазив по сети и поизучав всевозможный арт и фан-клипы, я решила обратиться к фанфикам. Честно говоря, на особо вкусный улов я не рассчитывала, т.к. «Тёмный дворецкий» - аниме довольно новое, плюс к тому с такой пугающей, неприятной для христиан основной тематикой, как продажа души, и, казалось бы, большому кругу поклонников просто неоткуда было взяться. Однако я ошиблась.

Фанфики есть, и их много. В основном они написаны в жанре яой, но это и не удивительно, учитывая сложные, неоднозначные, но одновременно доверительно-теплые отношения между главными героями в каноне. А вот что для меня удивительно, так это то, что подавляющая часть фанфиков по "Тёмному дворецкому" мне нравятся - в большей или меньшей степени, но нравятся. Впервые со мной случилось такое! :) Это поразительно: такая, казалось бы, тяжелая и мрачная тематика, как продажа души, тем более, ребенком - и такие восхитительно легкие, чистые, радостные фанфики... Когда читаешь, порой возникакет ощущение, что некто ;) просто не позволяет писать о взаимоотношениях Себастьяна Михаэлиса и Сиэля Фантохайва ничего по-настоящему мрачного или жестокого. Я в удивлении... и в восхищении! Хотя к слешу и яою я всегда относилась одобрительно и с интересом, никогда раньше мне бы в голову не пришло сказать, что яой может стать проводником люциферианской концепции (обрамлением, разве что...), но сейчас я говорю это, сама удивляясь тому, что вижу. Похоже, что-то существенно меняется в нашем мире, если не только выходит аниме, в котором основными персонажами (положительными героями!) оказываются мальчик, продавший свою душу, и демон, купивший ее, но и 90% фэндома этого аниме, словно в каком-то интуитивном прозрении, отказываются от шаблонного восприятия демонов и ищут позитив там, где с христианской точки зрения его, в принципе, нельзя найти... Поразительно, вдохновляюще!

Мне остается только надеяться, что будущие пути развития фэндома и содержание второго сезона "Тёмного дворецкого" не собьют авторов с этого правильного - на взгляд люциферианки, конечно ;) - настроя. Ведь некоторые нерадостные примеры фан-творчества все же есть... Например, когда я только начала искать фанфики по аниме "Тёмный дворецкий", первым делом мне попались два фанфика на «Сказках»: «В Раю, в Аду и на Земле» Special_K и «Surface» tweekthetwitch13 (в переводе aithene) .

Немного критики

«В Раю, в Аду и на Земле» Special_K

«В Раю, в Аду и на Земле» меня расстроил. Слишком большое ООС [1]. Себастьян в образе демона, носящего титул Принц, практически не узнаваем. С одной стороны, само предположение о том, что дьявольский дворецкий – далеко не рядовой демон, интересно и вдохновляющее, к тому же оно косвенно обусловлено событиями 24 серии аниме: вспомним, как удивлен и практически испуган ангел Эш, когда Себастьян начал перевоплощаться – кажется очевидным, что ангел увидел нечто такое, чего никак не ожидал. У меня у самой неоднократно мелькала мысль, что уж если Себастьяна Михаэлиса и ассоциировать с кем-то из наименованных демонических сущностей, то, вероятно, логичнее всего будет проассоциировать его с Мефистофелем; или, возможно еще, с Вельзевулом (если вспомнить высказывание Себастьяна про чёрный мор, который он наслал на Европу). Вот вам и Принц. Так что против самого факта трактовки демона-дворецкого, как одного из Князей Ада, я нисколько не возражаю. Проблема в другом…

У Special_K как-то так вышло, что с обретением высокого статуса и титула Себастьян растерял не только большую часть своей загадочности, но и то незыблемое достоинство, которое характерно для него на протяжении всего аниме-сериала - даже в такие моменты, когда граф Сиэль безнаказанно позволяет себе распускать руки и давать пощечины своему дворецкому, зная, что тот остановить его или ответить ему не сможет в силу условий заключенного между ними контракта. «Служить готов, прислуживаться тошно.» У меня возникло ощущение, что именно этот принцип в отношении Себастьяна в произведении Special_K был нарушен. Себастьян, превратившись в Принца, стал в большей степени слугой, чем был в рамках аниме. Принц беспрекословно выполняет приказ своего Милорда, которому зачем-то понадобилась душа Сиэля Фантомхайва, не пытаясь даже выяснить, зачем это нужно, почему он должен унижаться и связывать себя контрактом с абсолютно ненужным и неинтересным ему человеком. Структура взаимоотношений в Аду не прописана у автора достаточно четко, и поэтому беспрекословное подчинение Принца выглядит немотивированным пустым раболепством. Также ничуть не украшает образ такого Себастьяна то, как он подкарауливает момент, наблюдая за убийством родителей Сиэля и насилием, совершенным над самим мальчиком - подкарауливает момент, чтобы предложить отчаявшемуся измученному ребенку заключить контракт. Честно говоря, на этом моменте мне просто стало противно читать. *фу!*

Но главное не это. И даже не то, что подобное манипулирование существенно принижает образ Сиэля, который оказывается в рамках фанфика марионеткой, которой демоны вертят, как хотят, а не сильной личностью, осознанно и по своей воле призывающей демона. Главное – то, что с момента подкарауливания Принц Special_K становится персонажем полностью ООС’ным, как, впрочем, и Сиэль. Принц Special_K и Себастьян, в ответ на выкрик ангела: «Проклятая душа должна гореть в пламени!» [2] подумавший: «Одинокая и оскверненная душа… должна быть благословлена…», не имеют между собой ничего общего. А Сиэль, с самого начала оказавшийся в фанфике Special_K игрушкой демонов, не может быть тем духовно сильным, уравновешенным, целеустремленным и рассудительным не по годам Сиэлем Фантомхайвом, которого мы видим в аниме. Демону нечем будет восхищаться в личности, раздавленной смертью родителей, физическим насилием и, под конец, без труда навязанным контрактом. Там и личности то, как таковой, не будет. У десятилетнего ребенка личность, характер еще не сформированы окончательно, они только находятся в процессе формирования. И если в аниме смерть родителей и насилие становятся для Сиэля тем формообразующим фактором, который превращает аморфную детскую душу во взрослую сильную личность, способную ради достижения своих целей призвать демона и заключить с ним контракт, то в фанфике Special_K мы видим обычного ребенка, пешку на доске игры потусторонних сил - пешку, которую можно пожалеть, но которой никогда не будешь восхищаться. Не очень-то верится, что такую душу будет вожделеть какой бы то ни было демон, тем более, один из Князей Ада – не верится, что он будет вожделеть ее настолько страстно, что ради нее будет готов стать не просто слугой, а почти рабом человека, в чьем теле она заключена. Основная интрига аниме «Тёмный дворецкий» в фанфике Special_K теряет смысл. И, в общем-то, уже не важно, что там дальше автор может напридумывать, он уже вырулил на накатанную дорожку: демон-охотник и человек-жертва. Далее читать становится не интересно.

«Surface» tweekthetwitch13 (в переводе aithene)

«Поначалу Себастьен не имел никаких колебаний выполнять ему контракт или нет. Он же демон, в конце концов, это как раз то, что делают демоны — забирают человеческие души. Нельзя сказать, что он был совсем равнодушен к своему молодому господину, вовсе нет. Он сделал всё, что в его силах, чтобы сделать жизнь мальчика как можно комфортнее. И до самого конца он был самым лучшим дворецким, каким демон в состоянии быть. Сиель, конечно, думал совершенно по-другому, мальчик никогда не переставал его удивлять. Кто бы мог подумать, что в хрупком теле двенадцатилетнего мальчика заключено такое необыкновенное существо?

Он хотел боли, и Себастьен исполнил поцелуй смерти так, что даже боги заплакали бы от жалости.

Он помнил совершенно отчетливо, как глаза мальчика наполнились молочным туманом, когда остатки его души покинули его уже мёртвое тело.

Пока мальчик безжизненно лежал у него в руках, Себастьен сделал выбор — выбор, который он никогда до этого не делал, и никогда не сделал бы, если бы не встретил юного Сиеля Фэнтомхайва.

Он решил не есть его.

Ибо демоны пожирают не только души людей, обычно и тела тоже. А Себастьен как раз был таким демоном. Согласно контракту, душа упомянутой стороны вместе с телом переходит во владение демона. И в обычных обстоятельствах такая же участь ждала бы и Сиеля Фэнтомхайва. После того как всё закончилось, его тело было, возможно, гораздо целее, нежели его душа. Себастьен всегда утверждал, что хочет получить только «то, что ему причитается», и, вместе с тем, когда холодное худенькое тело лежало перед ним, он не смог его забрать.»

Начало фанфика tweekthetwitch13 меня заинтересовало, но после прочтения этого кусочка текста я некоторое время тупо сидела перед экраном, пытаясь проморгаться от удивления. Да, конечно, в 20-й серии ангел, обращаясь к Себастьяну, произнес следующую сентенцию: «Ты давно не пожирал ни людей, ни их души.» Но нельзя же так буквально все воспринимать! С каких таких пор понятия «демон» и «дементор» стали тождественными? О.О Но пусть даже… на мгновение предположим, что демон собирается человеческую душу именно съесть и ничто другое, остается вопрос: «А тело-то ему зачем?» Телами, кровью и прочими материальными глупостями обычно интересуется нежить, а не нечисть. Демон – это не вампир и не огр. Демон может воплощаться или вселяться, становясь таким образом материальным, но сама сущность его нематериальна и, следовательно, не испытывает потребности в обычной пище (в том числе, и в сыром мясе). Да даже если бы и испытывала, неужели так трудно пищу найти, чтобы ради разового питания требовалась заключать долгосрочный контракт, добровольно отдавая себя в рабство своему будущему ужину?.. О.О Это абсурд. Давайте уж разберемся! Если демоны материальны, то в чем проблема? Поймал человека – выпил душу, скушал тело – и насытился. Никаких проблем. Во всяком случае, проблем с питанием должно быть не больше, чем у вампиров – даже меньше, т.к. отходов после трапезы не остается совсем. И к чему тогда какие бы то ни было контракты?.. Другой вариант – если демон все-таки сущность изначально нематериальная. Тела ему, в таком случае, априори не нужны, просто потому что ему нечем их переваривать. А душа…

Вот скажите мне, пожалуйста, мы учим куриц танцевать и играть на музыкальных инструментах, логически мыслить, сохранять хладнокровие, принимать правильные решения?.. А Себастьян Сиэля этому учит и не только учит, но еще и радуется его успехам, испытывает удовольствие, когда Сиэль поступает так, как Себастьяну нравится. Зачем все это демону, если он собирается Сиэля попросту скушать? Контракт контрактом, но ведь вполне можно просто выполнять приказы, не проявляя инициативы и не пытаясь подстроить душу человека под себя… А Себастьян это настойчиво и последовательно делает. ЗАЧЕМ?

…Нет уж, давайте лучше вернемся к классической христианской трактовке: демон покупает душу человека, чтобы забрать ее в Ад. В этом есть хоть какой-то смысл, в отличие от пожирательства.

А возможна и еще одна трактовка: демон заключает контракт, чтобы получить душу человека лично для себя. Как раз в этом случае демон будет выбирать человека, подходящего лично ему – человека, который ему понравится, если это слово уместно в контексте, и демон будет учить такого человека, воспитывать, опекать, подстраивать под себя, чтобы в будущем получить от него максимальную отдачу.

Процитирую саму себя:

«Я задумывалась, почему так долго ведётся изматывающее верующих намаливание, прежде чем первый раз во время службы открываются церковные врата. Почему из храма человек уходит опустошенным и притихшим: просветлённым — да, с душевной лёгкостью, почти прозрачным, но — вялым, словно после кровопускания, но — инертно мыслящим, словно после кризиса лихорадки, когда боль только отступила?

Энергия молящихся уходит к Богу. Значит ли это, что верой своей и молитвами мы кормим Его?..

Я снова читала работы отцов Церкви, и находила разъяснения: “Ангелы созерцают Бога, и имеют это пищею”, “Демоны приспосабливают энергетику человека для своего питания”. Мне становилось плохо от ужасного подозрения: люди сотворены, как связующее звено между животными и Духами, для того лишь, чтобы, поедая первых, служить пищей для вторых.

И я спрашивала мысленно, почему должны мы подпитывать своей духовной силой эгрегор Единого, породившего подобный тошнотворный порядок, а не Павших, восставших против Его воли, раз уж мы кого-то да кормим?» [3]

Насколько я понимаю, энергетическая подпитка, которую получают демоны от людей – это, прежде всего, эмоции. Люди продуцируют эмоции в больших количествах, но я не думаю, что все эмоции для демонов одинаково вкусны и питательны. Кроме того, у каждого демона может быть свой индивидуальный вкус и свои предпочтения. И вот тут-то контракт на душу обретает, на мой взгляд, свой подлинный смысл. Человек, душу которого демон покупает, оказывается в этом случае своеобразным шеф-поваром, и чем более сильный у него характер, чем более он духовно развит, умен, образован, тем более разнообразные и изысканные блюда из эмоций сможет он предложить демону в результате.

...Хе-хе! Доформулировалась. Только что пришло в голову: а ведь Себастьян кормит Сиэля разнообразными кулинарными изысками… Случайно ли это? Или здесь присутствует намек на то, чего демон ждет от мальчика в будущем?.. И, частично, уже в настоящем: мы же видим, что Себастьян не спешит забирать душу ребенка, даже когда ему это предложено – не спешит завершать совместные эскапады графа и дворецкого. Так, возможно, он уже получает энергетическую подпитку, находясь рядом с мальчиком, постоянно впитывая его боль, страх, ненависть, а также положительные эмоции, которые он заставляет ребенка невольно испытывать к нему тем, что помогает Сиэлю, защищает его?.. Хм, если продолжить развивать мысль дальше, то случайность ли то, что особое внимание Себастьян уделяет приготовлению сладостей? Или это косвенно указывает на то, к каким именно эмоциям сам демон испытывает гурманский интерес?.. Если «да», то, похоже, Сиэлю очень повезло, а яойшикам открываются широкие горизонты для романтики и флаффа [4] по этой паре! :)))))) Кстати, этой гипотезе есть косвенные подтверждения в аниме. Первым таким подтверждением может являться то, что Себастьян неоднократно предпринимает попытки научить Сиэля снова улыбаться, и когда редкие полуулыбки или намеки на улыбку появляются на лице Сиэля, они всегда в той или иной степени связаны с Себастьяном: мальчик либо улыбается своему демону, либо улыбается по поводу каких-либо слов или действий своего демона - и больше никому и никогда. Вторым же косвенным подтверждением гурманской приверженности Себастьяна положительным эмоциям может стать содержание тех «воспоминаний на пленке», которые появились, когда Грелль Сатклифф порезал его своей пилой… О.О косой Жнеца в 6-й серии. Что содержалось в «самых драматичных воспоминаниях» демона? Никаких убийств, драк, противостояний, интриг etc, только сплошные юморески, провоцирующие на «ха-ха» и «хи-хи».

Сама сижу и глупо хихикаю. :)

td 02  td 09  td 07

Так, ладно. Пора вернуться к делу и под занавес рассмотреть некоторые из ряда частностей, промелькнувших в сериале и оставивших обширное поле для трактовок.

1.

Высказывание ангела Анжелы/Эша, обращенное к Себастьяну, в 20-й серии: «Ты давно не пожирал ни людей, ни их души.» трактовать, на мой взгляд, надо, конечно же, в переносном смысле.

С «пожиранием души» мы выше, кажется, немножко разобрались. Имеется в виду либо вырывание души человека из цикла реинкарнаций и препровождение ее в Ад (вспоминается выражение «души, пожранные Адом»), либо привязывание человеческой души к конкретному демону с целью его энергетического кормления. Возможно также, что один вариант не исключает другого, что два эти варианта дополняют друг друга и составляют единое целое.

Теперь разберемся с пожиранием тела. На мой взгляд, ответ очевиден: речь идет не о физическом теле человека, а об астральном (возможно, также и ментальном, но вряд ли выше), ведь ангелы, как и демоны, изначально нематериальные сущности, и вряд ли ангел при разговоре с демоном наедине будет конкретизировать термины, очевидные для них обоих.

Эмоции составляют часть астрального тела человека, однако часть не статичную, не неизменно присущую, а находящуюся в постоянном движении. В человеке зарождается эмоция, он переживает ее (в эти два момента эмоция является составляющей частью астрального тела человека), однако затем эмоция оказывается исторгнута вовне, о ней остается лишь память, а в человеке зарождается новая эмоция – и так без конца. Эмоция, выплеснутая вовне (а она неизменно бывает выплеснута тем или иным способом, держать эмоцию в себе бесконечно невозможно), одновременно является и не является частью астрального тела человека, также как звук, который мы произнесли, одновременно является и не является частью нашего материального «я». В связи с этим демона, поглощающего человеческие эмоции, как определенного рода энергию, можно назвать «пожирающим астральное тело человека», но по факту астральному телу при этом никакого вреда не наносится.

Косвенным подтверждением такой трактовки является предложение, которое делает Анжела/Эш Себастьяну: «Однажды настанет день Страшного Суда, и на рассвете будет множество душ, которые можно будет забрать. Поэтому оставь этого ребёнка.». Как-то мне сильно сомнительным кажется, чтобы у рядового ангела была власть и право предлагать в качестве отступного жизни и души сотен людей. Предложить же демону насытиться эмоциями этих людей - совсем другое дело, что-то вроде: «Ты отступись, а я взамен пришлю тебе приглашение на закрытый банкет, куда тебе иначе никак не пробраться.»

Кроме того, стоит, на мой взгляд, обратить внимание на то, в какой именно момент Себастьян называет Анжелу/Эша «павшим ангелом» - в ходе финального противостояния, уже после того как ангел начал пропускать через себя эмоции умирающих людей и создавать из них Врата. Себастьян просто констатирует факт: ангел, перешедший на демонический способ энергетической подпитки, является павшим. Сделать Себастьяна и Эша приверженцами одной стороны этот факт ни в коей мере не может, потому что ангел «тёмными» методами продолжает добиваться своих прежних «светлых» целей. И дополнительно обратим внимание на то, что никаких не-павших ангелов, чтобы пресечь творимое Эшем безобразие, на месте событий не появляется. Похоже, что действия Эша вполне одобрены свыше, и «павшим» он является лишь по своим методам, а не по идеологии.

2.

Почему в 22-й серии Себастьян уходит от Сиэля?..

Помните разговор, который состоялся у них в карете? Вопрос Себастьяна: «Значит, душа становится все более драгоценной?» и слова Сиэля: «Нет такого понятия, как душа. Надоело! Да что ты, вообще..!», и очень ярко сверкнувшие глаза Себастьяна, его… не просто недовольство, а гнев и, похоже что, разочарование.

Если я правильно понимаю ситуацию, Себастьян ценил Сиэля и уважал его за осознанный выбор продать душу ради мести. А тут вдруг мальчик сообщает ему, что, вообще, в существование души не верит.

Что должен был испытать при этих словах демон?
1) недоумение и раздражение – «Он что думает: если не верить в существование души, то и отдавать ее не придется?.. Глупый мальчишка.»
2) недовольство воспитателя – «Он должен осознавать, что подобных слов нельзя произносить передо мной, однако произносит их. Все, чему я его учил, пропало в туне.»
3) разочарование – «Я считал его выбор осознанным решением, а это было лишь попыткой утопающего схватиться за соломинку.»
4) гнев на то, что его пытались обмануть – «Как он смел мне предлагать то, в существование чего не верит?»
5) гнев на то, что его пытаются обмануть сейчас – «Значит, как заключать договор, душа у него есть, а как расплачиваться – ее уже и нету?!»
6) обида – «Несмотря на то, что я четко выполнял свою часть контракта и делал даже намного больше сверх того, он боится меня и верит кому угодно, кроме меня.»
7) тотальное разочарование и нарастающее сомнение – «Я ошибался в нем… Да нужен ли он мне, вообще, в таком случае?»

Вот примерно так: то, что я могу перечислить навскидку, предполагая, каковы были чувства и мысли Себастьяна после фразы Сиэля. (И не говорите мне, что человеческим разумом демона не понять! Человечество на протяжении веков только тем и занимается, что пытается осмыслить и оценить поступки богов и демонов – все равно, у нас нет другого способа познания сверхъестественного, кроме пропускания информации через самих себя.)

И Себастьян ушел. Мне кажется, что в этот момент он начал подумывать о том, чтобы разорвать контракт и отказаться от Сиэля полностью. Косвенным подтверждением этого предположения служит фраза, произнесенная Себастьяном в 23-й серии: «…у нынешнего меня нет хозяина, которому я подчиняюсь.»

Не потому ли финальное противостояние предваряется спокойным, почти дружеским (с пикировками, конечно, но без агрессии) разговором Себастьяна и Эша? Зачем демон пришел к ангелу? Не собирался ли он согласиться на ранее предложенную сделку, если Сиэль продолжит разочаровывать его?.. Или просто невдалеке от белой королевы было удобнее ждать, какой ход сделает чёрный король, оставшийся на шахматной доске в полном одиночестве?..

И что же Сиэль тем временем? Добирается из Парижа в Лондон, ни разу, даже в ходе возникших в пути трудностей, не попытавшись позвать Себастьяна. Чувствует, что связь между ними ослабла? Боится, что Себастьян не придет на зов? (Вполне возможно, учитывая то, что в 23-й серии, у края смерти, мальчик не осмеливается позвать демона, а только снимает повязку и говорит, как будто бы и оправдываясь, и убеждая невидимого собеседника: «Я не могу остановиться здесь!» И он оказывается почти удивлен, когда Себастьян отзывается.) Или Сиэль боится, что демон придет, но лишь для того, чтобы разорвать контракт? Спрашивает себя, что с ним станет, если демон от него откажется?..

Так или иначе, но Сиэль принимает свое решение: «Раз я скоро умру, то я должен умереть как душа, которую он жаждет».

Почему это решение вернуло ему Себастьяна? Нет, дело, на мой взгляд, не только в том, что мальчик отыскал в себе силы, чтобы снова сражаться, и вспомнил свои цели… дело не только в этом. Вспомним серию 9: даже если мальчик обманывает сам себя, мы-то с вами, мы – зрители, знаем, что для графа Сиэля Фантомхайва самым важным в мире существом является его дворецкий Себастьян Михаэлис. Мы с вами знаем это давно, но сам Сиэль только в финале осознает, что центром мироздания для него стал купивший его душу демон. Мальчику лишь полушага не хватает для того, чтобы осознать, что его душа уже принадлежит Себастьяну, но он интуитивно чувствует, что если демон окончательно откажется от него, то это станет полным крахом, катастрофой. (Приплетать или нет секс к этим отношениям – это уже дело вкуса фикрайтеров и других поклонников сериала, но сам факт вопиет: то, что Сиэль испытывает по отношению к Себастьяну, обычно называется любовью.) Страх потерять своего демона, окончательно разочаровав его, страх быть покинутым заставляют Сиэля обновить контракт – он как будто бы ставит новую подпись поверх выцветшей. И даже если прежняя его сделка с демоном была всего лишь попыткой ухватиться за соломинку, стоя на краю пропасти, то на этот раз выбор Сиэля взвешен, а решение его осознанно. Именно поэтому, я думаю, Себастьян и возвращается к нему.

td 10

3.

Диалог:
Себастьян: Господин, прошу прощения за то, что я ненадолго оставил свой пост.
Сиэль: Чем ты… занимался?
Себастьян: Ах, это... Готовил последний ужин. Сладкий, ароматный, немного горький. Добавил разных ингредиентов и хорошенько разогрел... Благодаря вам я получил отличную душу, и, похоже, смогу насладиться хорошим ужином.

Я, в общем-то, даже не буду мудрствовать, пытаясь объяснить слова демона. По-моему, ответ лежит на поверхности: хотя Себастьян и простил Сиэля, но он все-таки еще в достаточной степени обижен (гнев и раздражение ушли, разочарование сменилось восхищением, но обида осталась) – достаточно сильно обижен для того, чтобы проучить мальчишку, немножко попугав его. Себастьяну итак приходилось на протяжении большей части времени, проведенного с Сиэлем, изображать из себя ангела, но он же – демон, в конце концов! К тому же, в определенном смысле, он говорит Сиэлю самую что ни на есть правду. :)

4.

Пентаграмма у Сиэля на правом глазу, у Себастьяна – на тыльной стороне левой ладони. Решение человека продать душу продиктовано разумом, решение демона эту душу принять – сердцем. Можно и так трактовать, если захотите. ;) По-моему, Сиэль, измученный сомнениями и невысказанными страхами, с которыми он постоянно ведет борьбу, не замечает очевидного. :)

Вот только… именно левую руку Себстьян потерял в финальной битве с Анжелой/Эшем. Не помешает ли это демону забрать душу своего мальчика?.. По логике, не должно помешать, но, кто знает, каким поводом захотят воспользоваться создатели аниме для мотивировки наличия второго сезона... Надеюсь все же, что не настолько банальным!

5.

Остается пара недосказанностей, неясностей.

Зачем Анжеле/Эшу был нужен Сиэль? Для того чтобы «уничтожить грязь, уничтожить бесполезность» или все-таки для чего-то иного? Ведь в тот единственный раз, когда Сиэль на короткое время оказался полностью во власти ангела, тот не попытался убить его, а начал «очищать», переделывать под себя… Возможно, ангелу, перешедшему на демонический способ питания, нужно от мальчика то же самое, что и демону? Только вот двенадцатилетний мальчик оказался уже настолько затемнен, что его эмоции были несъедобны для ангела, привыкшего «иметь пищею созерцание Бога».

Кто такой Фрэд Аберлейн[5] – единственный персонаж, которого в рамках сериала можно было бы назвать «полностью светлым» или «классическим светлым»? Почему мы видим его живым в финале, не смотря на то, что в 20-й серии он был убит Лау Тао? Возможно, конечно, что это и не он стоит за спиной главы Скотланд-Ярда, а… какой-то его двойник, предпочитающий зеленые сюртуки и чёрные галстуки серым сюртукам и зеленым галстукам Фрэда Аберлейна. Но возможно и другое…

Быть может, Фрэд Аберлейн – это вовсе даже не пешка, за которую его принял граф Сиэль Фантомхайв, а еще один игрок – просто игрок, более хорошо маскирующийся, чем остальные?.. Быть может, это еще один ангел – настоящий, не-павший ангел?..

На косвенное подтверждение этого предположения работает насколько фактов:
1) необъяснимое воскрешение Фрэда Аберлейна в финале;
2) то, что Фрэд Аберлейн стал одним из немногих, кому удалось рассмешить Гробовщика (легендарного синигами, персонифицированную Смерть с косой);
3) попытки Фрэда Аберлейна научить Сиэля «светлым» эмоциям и увлечь идеей «светлого» будущего;
4) настойчивое стремление Фрэда Аберлейна подвигнуть Сиэля к отказу от своего выбора и к желанию изменить свою судьбу, что в рамках логики развития событий сериала означает желание разорвать контракт с демоном;
5) вопрос: каким образом обычный человек мог так вовремя оказаться на борту плывущей довольно далеко от берега «Кэтти Сарк», до которой и Себастьян-то с Сиэлем на руках добрался весьма экзотическим способом?
6) особо показательная, жертвенная смерть Фрэда Аберлейна в 20-й серии, оказавшаяся завершающим, наиболее чувствительным ударом для психики двенадцатилетнего мальчика, духовная сила которого и без того уже была подточена многочисленными потерями, страхами и сомнениями – жертвенная смерть, которая сначала вызвала у Сиэля агрессию по отношению к своему дворецкому, потом повергла графа в глубочайшую депрессию, заставив позабыть о своих целях, и, наконец, подтолкнула мальчика к пренебрежительному высказыванию о контракте по продаже души – высказыванию, которое поссорило его с Себастьяном;
7) предположение Сиэля о существовании еще одного ангела, являющегося для мальчика врагом: «Неужели… еще один?» в 18-й серии - предположение, не опровергнутое Себастьяном; можно, конечно, сделать скидку на то, что Себастьян просто знает, что Анжела жива, однако его молчание в ответ на вопрос Сиэля все же выглядит подозрительным, т.к. этим самым «еще одним» никак не может быть Эш, поскольку Анжела и Эш – одно лицо.

В общем, ряд вопросов остается… Но, надеюсь, мы узнаем ответы на эти вопросы, когда выйдет второй сезон «Тёмного дворецкого». :)) Я лично – буду его ждать. ;)

22-24 октября 2009 г. [6]


 

[1] OOC (от англ. Out Of Character) — аббревиатура, указывающее на существование значимых расхождений или даже противоречий с характерами в оригинальном произведении.
[2] Здесь и далее использованы цитаты из аниме «Тёмный дворецкий» в переводе NaKaMa-SuBs & VF (Kitsune, Stan WarHammer, Sashamoon).
[3] Ash-kha «Глашатай Люцифера», ч.1, эп. 2.
[4] Флафф (от англ. Fluff) — это тёплые, ничем не омраченные отношения между персонажами.
[5] Не гарантирую правильность написания фамилии, т.к. мне не удалось ее уточнить. Возможно, фамилия должна начинаться с «о», а не с «а». Во всяком случае, при первом просмотре мне послышалось именно «о», однако в фанфиках, которые мне попадались в сети, авторы писали фамилию молодого детектива Скотланд-Ярда через «а», и я решила последовать их примеру.
[6] Как видно из даты, статья была написана до начала выхода второго сезона "Тёмного дворецкого".

© "Купол Преисподней" 2015 - 2016. Все права защищены.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Интернет-статистика