Автомобильное оборудование

Ash-kha

Воины с деревянными мечами

В волнительные периоды, охватывавшие нашу страну после террористических акций, милиция дежурила у турникетов метро с металлоискателями: вдруг какой-нибудь маньяк вознамерится проскользнуть в подземку с оружием.

Однажды вечером милиционер, дежуривший на станции Восстания, обратил внимание, что возле касс крутится молодой человек неформального вида: с длинными волосами, в бисерном хайратнике, одет с ног до головы в чёрное, за спиной огромный рюкзак. Металлоискатель подозрительно запикал. Милиционер задержал подозрительную личность и препроводил в участок.

В участке рюкзак молодого человека подвергся внимательному досмотру. И оружие действительно нашли! Только оказалось это оружие деревянным мечом с оплёткой из стальной проволокой по эфесу. В рюкзаке также обнаружились: книга «Силимариллион» Дж.Р.Р. Толкиена, самодельная карта лесной местности с непонятными руническими обозначениями, кольчуга и чёрный плащ с глухим капюшоном, провизия, вино и палатка.

Блюстители порядка извинился перед молодым человеком и сопроводили его обратно до станции метро. На прощание юноша счёл своим долгом предупредить милиционеров:

- Через полчаса у вас будет очень сильно пикать, но вы не волнуйтесь.

- А что такое?

- Да наших еще человек двадцать должны сюда подъехать.

 

Кто был такой этот молодой человек, экипированный а-ля средневековье? Куда и зачем он собирался ехать с друзьями? Те, чей сын или брат смастерил из клюшки деревянный меч, и те, чья дочь ли подруга сшила из старой занавески экзотический наряд, и те, кто, встречая в общественном транспорте людей в старинных доспехах и нарядах, спрашивал себя: «Зачем этот карнавал?»— все они приблизились вплотную к ответу на эти вопросы.

Более десяти лет в нашей стране существует молодежное мультикультурное Движение ролевых игр (ДРИ), но, к сожалению, большая часть общества либо, вообще, не знает о его существовании, либо верит в полученные через третьи руки сплетни.

Для малого числа исследователей положительное влияние ролевых игр и ролевой культуры несомненно. В ДРИ подростки и молодежь получают возможность попробовать свои творческие способности в различных областях искусства с гарантией быть услышанными своими сверстниками. Ролевые игры способствуют развитию воображения. Кроме того, человек замкнутый будет вынужден взаимодействовать с окружающими в игре по своей роли, вступать в беседы и, в конце концов, научится общаться. Неуверенный в своих силах человек учится достигать успеха, агрессивный срывает свое раздражение на вымышленных персонажах, а не на друзьях и близких.

Педагогов, социальных работников и родителей, опасающихся попадания подростков в агрессивные уличные группировки, в криминальную среду, не может не интересовать вопрос: оказывает ли какое-нибудь отрицательное влияние на молодёжь идеология ДРИ и сами ролевые игры?

Первой опасностью считается возможность ухода молодого человека с неустойчивой нервной системой — в мир фантазий, попытка спрятаться там от жизни. Вторая опасность — сексуальная раскрепощенность неформальной молодежи, позволяющая ищущему приключений молодому человеку вести беспорядочную половую жизнь. К третьей опасности относится предположение о господствующем среди представителей ролевого Движения сатанинском культе. Подозрение это родилось из совокупности внешних признаков, таких как, предпочтение ролевиками черного цвета в одежде, празднование ими языческих праздников (Самайн, Бельтайн и т.д.), стремление овладеть фехтовальным мастерством.

Действительно ли среди представителей ДРИ господствует сатанизм, как культ агрессии и деструкции? Являются ли ролевые игры, как таковые, способом спрятаться от реальной жизни или чем-то другим? Предвещает ли сексуальная свобода ролевиков эпидемию СПИДа среди молодёжи? В цикле статей мне хотелось бы рассказать вам правду о самом массовом на сегодняшний момент молодежном Движении России.

Движение ролевых игр — это сообщество (или даже, скорее, количество) молодых людей, играющих в ролевые игры. Возникло оно в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х гг. под влиянием нескольких предпосылок.
~ Еще в советские годы в пионерских лагерях проводились своеобразные ролевые игры — «зарницы» — игры с четко обговоренным сценарием и разделением героев на «плохих» и «хороших» (например, красных и белых, фашистов и русских). Каждый участник «зарницы» знал, что одна из команд априорно приговорена к победе, другая — к проигрышу. «Зарница» устраивалась, как спектакль, финал и все перипетии которого давно известны.
~ В конце 80-х годов витало в воздухе предчувствие краха Советской Империи, и чувство патриотизма заставляло людей искать новых, не коммунистических, мотивов для восхищения своей родиной. В этот период произошло резкое повышение интереса к истории нашей страны и возникновение по России сети этнографических и историко-реконструкторских клубов.
~ В 1990 году впервые была издана большим тиражом эпопея «Властелин Колец» профессора Толкиена. Вслед за этой трилогией в страну хлынул поток литературы жанра фэнтэзи, прежде практически не знакомой российскому читателю.
~ На рубеже 80-90-х годов случился окончательный развал КСП, служившего колыбелью бардовской песни. Отныне творчески, музыкально одаренные люди, не желающие или неспособные стать профессионалами от эстрады, потеряли возможность демонстрировать и развивать свои достижения.
~ К концу 80-х годов в СССР существовало Движения хиппи с его системной семьей, вписками, тусовками, автостопом и пр.
~ Вместе с распадом СССР умерли пионерия и комсомол, и их кончина лишила общественно активных молодых людей, зачастую, лидеров по своей природе, места приложения своих способностей по назначению в среде сверстников.

Настал тот момент, когда фрагменты мозаики сложились в картину, и кто-то кому-то предложил: «А давай, мы сделаем игру по Толкиену. Попытаемся воссоздать костюмы, атмосферу, антураж того мира. Как хотелось бы на Арде побывать!»

А. Алехин, один из организаторов Хоббитских Игрищ 1990 года (ХИ-90) — первой ролевой игры, проведённой на территории России, рассказывает так: "Игры существовали всегда. Хоббитский мир изобрел Толкиен. Идея продолжить жизнь его героев рождается у каждого, кто читает его эпопею. Соединить эту жажду Продолжения с игрой, сколько мне помнится, предложил Миша Гончарук. Подхвачена она была с энтузиазмом и в клубе "Вечные паруса", и в других клубах любителей фантастики."

Под Красноярском в 1990 г. впервые была проведена всесоюзная ролевая игра по произведениям Дж. Р.Р.Толкиена - «Хоббитские Игрища» (ХИ). Первые ХИ задумывалась организаторами, как обычная «зарница»: жесткий сценарий, не дающий особой свободы для импровизации, и непременная победа Светлых сил. Но уже при распределении ролей для будущей игры встал вопрос, кто из участников будет отыгрывать злых и Темных. Никому не хотелось отыгрывать отрицательного героя, тем более, что он заранее обречён на поражение. Наиболее раскрепощённые и творчески активные молодые люди сообразили, что не будет врага — не будет и самой игры, и вызвались отыгрывать «злодеев»; однако для большинства из них личностные характеристики персонажей в соотнесении с жизненными реалиями невозможно было уложить в рамки понятий «плохой-хороший», и тогда родился лозунг: «Да здравствуют мудрые честные Черные Силы!» Естественно, что при таком настрое участников «зарница» не удалась, зато первые ХИ были насыщенны импровизациями игроков, и сюжетные линии получили новые оригинальные концовки.

Первая ролевая игра была всего лишь досуговым развлечением для группы неформальной молодёжи, однако, время шло, усовершенствовались правила проведения игр, в Движении приходили новые люди — шаг за шагом ДРИ превращалось в мультикультурное молодёжное образование, включающее в себя не только бывших «цивилов» (так участники Движения называют всех, им не причастных), но и хиппи, металлистов, рокеров, автостопщиков, фолкнеров, алисоманов, киноманов и многих других. ДРИ не стёрло, не унифицировало субкультурные различия многочисленных влившихся в него групп неформалов, напротив — органично впитало в себя лучшие их нормы и идеи, адаптировав их для своих нужд и став наследником начинаний своих предшественников. Так, например, автостоп стал нужен тем, кому не по карману добираться до игрового полигона ( места проведения очередной игры) обычным способом, металлисты привили уважение к настоящим доспехам и настоящему (пусть и не из качественной стали, и не заточенному) оружию, идеология хиппи ослабила естественный для молодёжи страх перед противоположным полом, рок- и фолк-музыка отвратили от некачественной поп-эстрады — всего не перечесть. Родилось самобытное молодёжное Движение.

Год за годом ДРИ притягивает к себе все большее количество молодых людей и подростков. Возраст участников ролевого Движения колеблется в диапазоне от10 до 70 лет, однако, основной возрастной контингент составляют молодые люди 15-30 лет. Чем же так привлекает молодёжь Движение ролевых игр? Что такое, вообще, ролевые игры?

С точки зрения психологии, ролевая игра — это групповой психотерапевтический тренинг, построенный на отыгрывании участниками социальных ролей (мать-сын, отец-дочь, начальник-подчиненный, муж-жена и т.д.). Геймеры знают и любят компьютерные игры жанра RPG.

В принципе, ролевые игры в понимании представителей ролевого Движения по своей сути близки как психокоррекционным ролевым играм, так и компьютерным модулям, поскольку и в том, и в другом случае в игре происходит отыгрывание социальной статусной роли, только в тренингах — на материале бытовых жизненных ситуаций, а в RPG и ролевом Движении — на базе литературных, сказочных, научно-фантастических произведений и исторического наследия. Зачастую, большинство ролевиков являются заядлыми геймерами. Притягательно управлять персонажами компьютерных игр, но не более ли интересно встать самому в полном доспехе против наступающей фаланги врагов, принять на шит (из какой доски ты его выстругал?) удар меча (пусть деревянного, но когда на руке у тебя образуется синяк, ты поймёшь — реального меча)?

...Мы не знаем,
С кем завтра в бою сойтись,
И пока
Рукоять не сжимает рука,
Но окончит мирную жизнь —
Игра.
Мы не знаем,
Кто завтра падет на войне,
И кем
Он будет завтра отпет,
С кем поставит спина к спине
Игра.
Нас еще не развел всемогущий Рок,
Не назначил Мастер цены
За подлый удар, за серый клинок,
За разбитые хрупкие сны.
Игра.
Понарошку — кровь, понарошку — боль,
Понарошку — память и смерть...
Не бывает лишь подлости игровой:
Пусть покажет, каков ты есть,
Игра. *

Ролевые игры дают возможность нам, детям эпохи преобразований, потерянному поколению, прожить жизнь мифологического, литературного или исторического персонажа за определенный отрезок игрового времени посредством идентификации себя с этим героем, вживания в его образ и импровизационного отыгрывания его роли. Участники ДРИ в своих играх реконструируют минувшие эпохи с присущими им событиями и деталями, воплощают в игре произведения литераторов — от Дж.Р.Р.Толкиена до неизвестных мифологов ирландского эпоса, создают собственные фантастические миры.

Исследователи ролевой субкультуры считают, что говорить об окончательном формировании Движения ролевых игр можно, начиная с 1992 г., когда только региональных игр под Петербургом прошло более десяти за сезон (сезон — это тёплая часть года — лето, а также часть весны и осени), а участники ХИ исчислялись сотнями.

Представители ролевого Движения создают собственную символику, идеологию, музыку, поэзию и прозу — свой собственный мир, отдельные явления которого, хотя и базируются на значимых примерах общечеловеческой культуры, но обладают собственной ценностью и привлекательностью для слоя творческой молодежи, образующей верхушку Движения. ДРИ начинает выпускать самиздат, создавать в сети собственные сайты, организует клубы по интересам, выставки рисунков и концерты своих исполнителей.

ХИ становятся ежегодными. Электронная почта и Internet позволяют устанавливать связи и общаться с представителями ролевого Движения из-за рубежа, обмениваться опытом. Самими ролевиками организовываются школы по изучению актерского мастерства (play-school) и тренерские команды по фехтованию (fighter-school). Движение ролевых игр становится массовым молодёжным мультикультурным образованием.

 


 

* Элхэ Ниэннах (Н.В. Васильева) «Игра»

в 3-й номер журнала «Терабайт», 2001 г.,

авторский вариант

© "Купол Преисподней" 2015 - 2016. Все права защищены.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Интернет-статистика